Уважаемые
родители,
в первую очередь вы должны быть
внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и
навсегда данное качество. Внимание можно
и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в
любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек
или конструктора – всё это развивает внимание. Учить ребёнка преодолевать
трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к
деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через
каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды
деятельности. Для развития объёма внимания и кратковременной памяти вам могут пригодиться
следующие упражнения.
1.Развитие
концентрации внимания.
Находить
и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; "переплетенные нити”
2. Увеличение
объёма внимания и кратковременной памяти.
Это
работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и
красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа,
слева, зрительные диктанты , запоминание порядка расположения ряда предметов,
предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно
увеличивать)
3.Тренировка
распределения внимания:
Выполнение
двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).
4.Развитие
навыка переключения внимания:
Работы
с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания
определенных букв.
5. Самый
внимательный.
Внимательно
послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком "П”.
Белый снег пушистый кружится, порхает,
и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы
эти белые снежинки!
6. Игра
«Исправь ошибки».
Цель игры научить следовать инструкции, сосредоточивать и удерживать внимание
на учебном объекте.
Инструкция:
предупредить сначала о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в
своей работе, и просит следить за его работой.
В
процессе работы сознательно допускаются сначала грубые. Потом всё более мелкие
ошибки.
Найди
спрятавшиеся слова:
домпраптекамтрьдроздалжекарандаштмотор дятеллевшаноликлодка
Упражнения для тренировки памяти учащихся
Упражнение 1.
Предложите ребенку закрыть глаза и по
памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он
откроет глаза и проверит, верно ли, были
им названы предметы.
Упражнение
2.
Напечатайте тексты диктантов для
начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка
переписать его.
Для
этого он должен встать из—за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать
предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее
место и записать то, что запомнил. (Такое упражнение можно повторять несколько
раз в неделю.)
Упражнение 3.
Разложите на столе спички в виде
своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он
закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит
восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 4.
Прочтите ребенку диктант из сборника
или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во
второй раз в каждом предложении
пропускайте одно—два слова. В задачу ребенка входит восстановление
содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен
самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 5.
Предложите ребенку внимательно
посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен
самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с
рисунком. (Начинать с 5 – 6 слов)
Пень
|
|
Дом
|
|
Лес
|
|
|
|
Лето
|
|
Пожар
|
|
Луна
|
Луг
|
Стол
|
Клест
|
Зима
|
|
Мама
|
|
|
Упражнение
6.
Нарисуйте на листочке бумаги рисунок,
покажите его ребенку и попросите
нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 7.
Прочитайте
текст вслух один раз. Затем прочитайте
его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить.
Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 8.
Для расширения объема восприятия
предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова,
состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро
открывайте и закрывайте слова, а ребенок
пусть читает их до тех пор, пока не научиться их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 9.
Предложите ребенку ряды слов, между
которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок
должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами
какую-нибудь смысловую связь.
Через
10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а
ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок,
тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Памятка
для учащихся по развитию памяти.
•
Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
• Ставьте себе цель запомнить надолго.
• Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и
схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
• Многократно повторяйте заученное.
• Проверяйте свои возможности. Заучивайте
небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
• Выучив небольшую часть текста, необходимо
пересказать её несколько раз.
• Запомните фразу из жизни рассеянного
человека. « Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил».
Упражнение
10.
Придумай
слова. Следует записать как можно больше слов, относящихся к теме:
1.
школа
2.
математика
3.
музыка
4.
книги
5.
искусство
6.
времена года
7.
этика
8.
спорт
9.
композиторы
10.
писатели
11.
ученые
Желаю успехов! С уважением Лилия Михайловна
|